Главная » Воспитание детей



Задачи художественного воспитания детей

Задачи эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Ребенок приобщается к прекрасному с первым своим взглядом на мир, предстает во впечатлениях от предметов, которые он открывает для себя, в колыбельной песни, каждом блике материнских глаз. Со временем он начинает выделять среди них те, которые ему больше нравятся и не нравятся совсем, а вскоре начинает осознавать, что есть предметы и явления красивые, которые привлекают к себе странной энергией, и такие, что не волнуют его.

Все это происходит в дошкольном возрасте и является свидетельством того, что психика, ум ребенка с ранней поры может воспринимать педагогические воздействия по воспитанию способности отличать прекрасное от безобразного и соответственно относиться к ним.

Главной задачей дошкольной педагогики является стимулирование, направление, корректировка эстетического развития ребенка, пробуждение у него стремления к прекрасному, к его созданию.

Эстетическое воспитание является масштабным, сложным делом, которое предусматривает привлечение ребенка в контекст прекрасного как универсума, в систему общецивилизационных эстетических художественных ценностей, поскольку прекрасное является целостным, единым в своей всеобщности, воплощает в себе эстетический, художественный гений, который является одинаково ценным для каждого народа.

Имея общечеловеческую ценность, прекрасное воплощает в себе особенности видения его представителями конкретного этноса и народа. Направление ребенка на познание и осознание этих особенностей является чрезвычайно важной задачей эстетического воспитания. Именно в сложном измерении целостности, единстве прекрасного, в многообразии его национальных измерений личность находит место для реализации своего художественного потенциала. И к этому тоже необходимо постепенно готовить детей, начиная с дошкольной поры. Вся эта проблематика конкретизируется в задачах эстетического воспитания.

Эстетическое восприятие действительности опирается на чувственный аспект вещей -их цвет, звук, форму, что обусловливает необходимость развития сенсорной культуры детей. Эстетическое восприятие возникает лишь при эмоциональном отношении к тому, что ребенок воспринимает.

Компонентами эстетического отношения ребенка к искусству являются:

  • Способность к эмоциональному переживанию.
  • Способность к активному усвоению художественного опыта, самостоятельного обучения, поисковым действиям.
  • Специальные художественные и творческие способности.

Воспитывая у детей умение воспринимать красоту и эмоционально откликаться на нее, педагог постепенно подводит их к пониманию, оценке, формированию эстетических представлений и суждений. Формирование элементарного эстетического сознания у дошкольников происходит в процессе ознакомления с эталонами правильного определения прекрасного и безобразного в жизни и искусстве.

Детям помогают овладеть и осознать сенсорные эталоны, необходимые для формирования эмоциональных оценок (радости, печали, горя, удивления), знания о видах и жанрах искусства, особенности их выразительных средств, о деятелях искусства (художников, музыкантов), а также выяснить сущность эстетических оценок (хорошее, нехорошее, уродливое, смешное).

Многоаспектные задачи эстетического воспитания могут быть решены на основе развития таких важных личностных качеств, как инициативность, креативность, способность своеобразно воспринимать мир.

Читайте еще:

  • Ароматерапия для детей

Дети являются достаточно впечатлительными и чувствительными натурами, которые без всякого предубеждения воспринимают действие ароматерапии, поэтому у них всегда идет положительная реакция на эфирные м.

  • Лишний вес у ребенка. Что делать?

    Статистика говорит, что лишний вес у ребенка - проблема международного масштаба. 155 миллионов детей планеты страдают избыточным весом. Чаще всего эта ситуация остается актуальной и во взрослой жизни.

  • Краткие возрастные и индивидуальные особенности детей

    Воспитание детей дошкольного возраста основывается на общих особенностях. Главными направлениями воспитания являются: физическое развитие ребенка охрана и укрепление его здоровья развитие де.

    ОСОБЕННОСТИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

    Художественно-эстетическая деятельность - это духовно-практичес­кая деятельность, эмоционально-рациональная деятельность человека, содержанием которой является формообразование, а целью - гармониза­ция себя, мира и своих отношений с миром. Художественно-эстетическая деятельность - это деятельность, направленная на эстетическое воспита­ние детей дошкольного возраста средствами искусства. Эстетическое воспитание — целенаправленный процесс формирования творчески ак­тивной личности, способной воспринимать, чувствовать, понимать, оце­нивать прекрасное в жизни и искусстве; воспитание у ребенка стремле­ния самому участвовать в преобразовании окружающего мира, приобще­ние к художественной деятельности, а также развитие творческих спо­собностей.

    Эстетическое воспитание способствует обогащению чувственного опыта, эмоциональной сферы личности, влияет на познание нравствен­ной стороны действительности, повышает познавательную активность, развивает творческие способности ребенка. Оно осуществляется в раз­личных видах творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, конструктивной, литературной, трудовой и др. В процессе эстетического воспитания происходит эстетическое развитие ребенка.

    Эстетическое развитие - это процесс становления и совершенство­вания эстетического сознания, отношения к эстетической деятельности личности. В процессе эстетического воспитания развиваются эстетиче­ские чувства - субъективное переживание оценочного отношения к эсте­тическим объектам и предметам. В процессе художественно-эстети­ческой деятельности у ребенка развивается и эстетический вкус - спо­собность судить о прекрасном или безобразном по чувствам удовольствия или неудовольствия, испытываемого от предмета или явления. Вкус проявляется в эстетических оценках человека и зависит от общей культу­ры личности, развитости его ума, чувств.

    Эстетическая оценка - это ценностное отношение человека к опреде­ленным явлениям и образам, сопоставление его с эстетически норматив­ными идеалами. Это умение судить об эстетических достоинствах и не­достатках предметов и явлений на основе сопоставления его с нормами, идеалами, выработанными человечеством. Эстетический идеал - это со­циально обусловленные представления о совершенстве, красоте, природе и искусстве.

    Цели художественно-эстетического воспитания: развитие готовности личности к восприятию, освоению, оценке эстетических объектов в искус­стве и действительности; совершенствование эстетического сознания; включение в гармоничное саморазвитие; формирование творческих спо­собностей в области художественной, духовной, физической культуры.

    Исходя из его целей выделяются задачи эстетического воспитания дошкольников:

    - развитие эстетического восприятия, эстетических эмоций, чувств, от­ношений и интересов;

    - формирование элементарного эстетического сознания;

    - формирование эстетической деятельности через приобщение к раз­ным видам искусства;

    - развитие эстетических и художественно-творческих способностей.

    Задачи художественно-эстетического воспитания находятся в нераз­рывной связи и обеспечивают гармоничное развитие ребенка.

    Содержание эстетического воспитания дошкольников включает в себя изучение элементов теории эстетики; систематическое общение с художественной культурой; организованное участие в художественном творчестве. Содержание эстетического воспитания представлено в «Про­грамме воспитания и обучения в детском саду» в следующих блоках: ху­дожественная литература (приобщение детей к высокохудожественно литературе, формирование запаса литературно-художественных впечатлений); изобразительное искусство (развитие способности к изобразительной деятельности); художественная декоративная деятельность; музыка (слушание музыки, игра на музыкальных инструментах).

    Процесс эстетического воспитания осуществляется с помощью определенных средств: эстетика быта, природа, различные виды искусств; (декоративно-прикладное, музыкальное, живопись, литература, архитектура, театр).

    Все названные средства эстетического воспитания эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой из­бирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и ин­дивидуальные особенности развития.

    Каждой группе задач эстетического воспитания соответствуют свои методы. Первая группа методов направлена на приобщение детей к ис­кусству, развитие у дошкольников эстетического вкуса, понимание пре­красного. Ведущими методами для решения этих задач являются: показ, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого. Вторая группа мето­дов направлена на формирование навыков художественной деятельно­сти. В качестве ведущих воспитателем используются практические ме­тоды: показ, упражнение, объяснение, моделирование, совместно-раз­дельная деятельность. Выбор форм, методов и средств художественно-эстетического воспитания дошкольников определяется целями, задачами, возрастными и индивидуальными особенностями детей.

    Задачи и содержание эстетического воспитания

    Под эстетическим воспитанием понимается – организация жизни и деят-ти детей, способствующая развитию эстетич-их чувств р-ка, формированию представлений и знаний о прекрасном в жизни и искусстве, эстетических оценок и эстетического отношения ко всему, что нас окружает.

    Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

    Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее: развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе, поступках, искусстве, понимать прекрасное; воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

    Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств: обучение детей рисованию, лепке, конструированию; пению, движениям под музыку; развитие словесного творчества.

    Названные группы задач дадут положительный результат лишь при условии их тесной взаимосвязи в процессе реализации.

    На практике эстетическое восп-ие осуществляется посредством обуч-ия детей танцевальным движениям, прослушивания муз-ых произведений, стихов, обучения лепке, рисованию, аппликации, изготовлению поделок.

    34.Условия и средства эстетического воспитания дошкольников .

    Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия и средства:

    1.Эстетика быта - включает в себя множество деталей. Этоэстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Понятие «эстетика быта» включает в себя и красоту каждодневных отношений между людьми, которые окружают ребенка. Очень важно, какую речь он слышит, какие интонации.Эстетика быта - это и внешний вид человека.

    2.Природа. Именно в ней можно увидеть гармонию-основу красоты: разнообразие красок, форм, звуков в их сочетании.

    3. Условием и средством эстетического воспитания являетсяискусство: изобразительное, музыка, литература, архитектура, театр. Раннее приобщение детей к настоящему высокому искусству способствует зарождению в детской душе поистине эстетического восприятия действительности.

    4. Условием и средством эстетического воспитания является и художественная деятельность дошкольников, как организованная воспитателем, так и самостоятельная. Известно, что воспитание ребенка в деятельности - одна из закономерностей воспитания. Художественной деятельность называется тогда, когда она непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

    Все названные выше средства эстетического воспитания - быт, природа, искусство, деятельность- эффективны как сами по себе, так и во взаимосвязи. При отборе средств воспитатель опирается на специфику самого средства, на его потенциальные педагогические возможности, учитывает характер задачи, для решения которой избирается средство, и, конечно, принимает во внимание возрастные и индивидуальные особенности развития детей.

    35.Методы эстетического воспитания дошкольников .

    Каждой группе задач эстетического воспитания соответ­ствуют свои методы.

    Как уже говорилось выше, первая группа задач направ­лена на приобщение детей к искусству, на развитие у до­школьников эстетического вкуса, понимание прекрасного.

    Ведущими методами для решения этих задач являются по­каз, наблюдение, объяснение, анализ, пример взрослого.

    Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве в предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточе­но на том, что им показывают, предлагают послушать.

    При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое от­ношение, владел способами выражения чувств.

    Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы: показ, упражнение, объяснение, метод поисковых ситуаций. Под­робно эти методы рассматриваются в методиках изобрази­тельной деятельности и музыкального воспитания.

    Здесь общий принцип отбора методов - на­ходить такие методы и приемы, которые бы поддержива­ли у детей желание создавать «произведения искусства» собственными руками (лепить, рисовать, мастерить, укра­шать), участвовать в художественной деятельности разных видов.

  • Источники: http://ledy-life.ru/zadachi-esteticheskogo-vospitaniya-detej-doshkolnogo-vozrasta, http://murzim.ru/nauka/pedagogika/26340-osobennosti-hudozhestvenno-esteticheskoy-deyatelnosti-detey-doshkolnogo-vozrasta.html, http://studopedia.ru/11_139363_zadachi-i-soderzhanie-esteticheskogo-vospitaniya.html

    Комментариев пока нет!

    Ваше имя *
    Ваш Email *

    Сумма цифр внизу: код подтверждения

    МЕНЮ

    Избранные статьи

    Абсцессы головного мозга детей

    Абсцесс мозга Абсцессы головного мозга у детей встречаются относительно редко далее...

    Педагогика младшего школьного возраста

    Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при далее...

    Защита портфолио студента речь по адаптации детей

    ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПОРТФОЛИО В условиях далее...

    Популярные статьи